?

Log in

No account? Create an account
Рецензия на учебник А. В. Кураева "Основы православной культуры",… - Разнопись

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Links
Lvova@SUL
stasielvova@twitter

Пожертвования
Подари жизнь!
AdVITA
Фонд помощи хосписам Вера

Старость в радость
Википедия
Справедливая помощь
Доктор Клоун

Отдать ненужные вещи в Питере
Отдать ненужные вещи в Москве

Июль 5, 2010


Previous Entry Поделиться Next Entry
03:45 pm
Рецензия на учебник А. В. Кураева "Основы православной культуры", написанный для курса ОРКСЭ
источник: журнал "Педагогический родник", № 3 (38), Ижевск, 2010.

( 12 улыбок :) smile2me )

Comments:


[User Picture]
From:sted_ats_02
Date:Июль 5, 2010 02:22 pm
(Link)
Спасибо. Очень интересно! Перепощу, если нет возражений!
[User Picture]
From:c_lynx
Date:Июль 5, 2010 05:59 pm
(Link)
Однажды, когда я проходил педагогическую практику в школе (а было это, если не ошибаюсь, 2003-2005гг), мне довелось побывать на интересном уроке...
Дело было так: мне дали новый класс и, чтобы я с классом познакомился в общих чертах, мне дали возможность посидеть на задней парте на других уроках. Математику и физику рассказывать не буду, там всё ровно. Класс, насколько помню, 9 "Б" - без каких-то тематических предпосылок типа "углубленного изучения предметов такого-то цикла".
Третий урок в расписании значился как "Религ.". Я уже тогда почуял недоброе.
Вела урок зам.директора школы, баба стервозная и во всех отношениях неуравновешенная. Урок проходил, как в анекдоте: "Учебники и ручки убрали, ничего не пишем, всё запоминаем". Монолог преподавателя был блестящ: оказывается, имя нашего бога - Ра. А Яхве, Иегова и пр. - это (цитирую дословно) "потому, что евреи картавы". Далее оказалось, что христианская вера - единственно правильная, что славяне - избранный народ, что слова, начинающиеся с букв "РА" - это привет богу (Радость, Радуга и др. А также "Ура"). Помимо этого оказалось, что евреи очень мелочны и честолюбивы, что европейцы у нас позаимствовали очень много религиозных норм, что арабы ненавидят лично русских, что... короче, класс очень недоумённо взирал на препода уже через 15 минут. Когда речь дошла до слов на "ра", то кто-то крикнул "Радикс" и шёпотом добавили "Рамштайн". С классе, к слову, были не только русские.
У меня вообще были квадратные глаза больше очков и большие сомнения в умственных способностях препода.
[User Picture]
From:lvova
Date:Июль 5, 2010 06:18 pm
(Link)
В целом, знакомо. Помню, как в младших классах на уроках ОБЖ зачитывали вслух "Калейдоскоп" с описанием, как защищаться от вампиров; в старших на ОБЖ мне как-то рассказали об уголовниках, работающих в крематориях, и смешивающих прах воедино. Когда нам едва ввели Мировую художественную культуру, её изучение было началось с того, что нам читали (в седьмом, что ли, классе) вслух Андерсена, а для комиссии, которая собралась по нашему запросу, преподаватель решила отжечь и рассказывала, как Юрий Гагарин, выйдя в космос, воскликнул про Землю: "Она же голубая!"
Правда, по МХК мы в итоге получили весёлую преподавательницу, сразу заявившую, что она знает о судьбе предшественницы, а потому мы сами напросились - и погнавшую нас по программе истории искусства для студентов по принципу "программа одного курса за два года". Мало не показалось никому.

Edited at 2010-07-05 18:19 (UTC)
[User Picture]
From:grave_n
Date:Июль 6, 2010 07:04 am
(Link)
а Rave это смесь русского Ра и римского Ave, да, да? ^_^
[User Picture]
From:rain_no_baka
Date:Июль 6, 2010 09:07 am
(Link)
Тетка - фанатка Задорнова, не иначе. О_О
[User Picture]
From:zelenaya_koshka
Date:Июль 7, 2010 10:42 am
(Link)
Спасибо.
Скачала учебник. И поразилась - насколько он действительно странный.
Сходу нашла, что слово "православие" вообще объясняется в двух местах, причём по-разному. Сначала - как "правильная вера", потом - как "умение правильно молиться"...
Не говоря уже про то, что определение религии как "мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок" - это кошмар какой-то. Что фантасты, любители НЛО и эльфов - это тоже религиозные люди?

Мне печально. Я как-то загадочно верила, что Кураев несколько более адекватен...
[User Picture]
From:lvova
Date:Июль 7, 2010 10:43 am
(Link)
Автор рецензии мне некогда немножко рассказывал о том, как вообще этот предмет преподавать будут; после разговора с ним я просто надеюсь, что будут читать "основы светской этики" почти поголовно, и всё.
Правда, не знаю, написан ли по этому предмету учебник всё-таки или нет.
[User Picture]
From:zelenaya_koshka
Date:Июль 7, 2010 10:54 am
(Link)
Я только надеюсь на "историю религий"...
Этику очень легко столкнуть либо в философию либо в морализаторство.
From:vrednic
Date:Июль 7, 2010 11:20 am
(Link)
Что Вас удивило? Этот фрагмент учебника (стр. 7)абсолютно адекватен:

"Слово православие – это перевод с греческого слова ортодоксия. Орто означает «верный, правильный». Слово докса в греческом языке имеет два значения. Одно из них – «прославление», другое же - «учение», «мнение». Значит, слово православие, имеет два оттенка: «правильное прославление Бога" и «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение "православный христианин" точнее, чем просто слово "православный".".

[User Picture]
From:zelenaya_koshka
Date:Июль 7, 2010 11:55 am
(Link)
Нет, меня удивило то, что несколькими страницами ниже православие уже переводится как "умение правильно молиться".
Это всё-таки несколько другое.
Слово "ортодоксальный" применяется не только к религиям, но и к философии, то есть не может иметь значения "молиться"
From:vrednic
Date:Июль 7, 2010 11:22 am
(Link)
Да, и кураевское определение религии вполне на уровне современного религиоведения. Оно позволяет охватить этим определением не-теистические религии.

И, конечно, почитатели НЛО и эльфов также религиозны. Еще Юнг говорил, что вера в НЛО - главный миф 20 века.
[User Picture]
From:zelenaya_koshka
Date:Июль 7, 2010 11:59 am
(Link)
Современное религиоведение как-то пришло к мысли, что дать определение религии на данном этапе науки невозможно.
При этом, ясное дело, детям нужно объяснить, что это такое.
Но почему Кураев придумывает какое-то собственное определение? можно же просто сказать "Религия - это вера в Богаили богов" (при этом из рассмотрения, кажется, исключается часть буддизма, но это можно оговорить отдельно)

Миф и религия - всё=таки разные штуки :)

> Go to Top
LiveJournal.com