Львова Анастасия (lvova) wrote,
Львова Анастасия
lvova

people's planet

Мы с однокурсницей как два самых ботанических ботана в группе сегодня сначала не пришли на первые две пары из-за допиливания курсовой (я, например, уже сидя в троллейбусе обнаружила, что у меня в оглавление не вынесся один из пунктов), а потом сбежали после третьей пары для того, чтобы поехать на Фестиваль практической психологии в здание Президиума РАН. При этом она, коренная москвичка, доверилась мне как прокладчику маршрута, и я невозмутимо повезла нас на красную ветку метро на Ленинский проспект. Заметили, что что-то не так, на Фрунзенской. Молодцы.

По расписанию Фестиваль вызвал у меня живейший интерес в стиле "как бы не порваться", на практике всё оказалось гораздо печальнее. Во-первых, в "золотых мозгах" натурально лабиринт, причём ряд проходов в нём оказывается перекрыт. Во-вторых, когда мы собрались на мастер-класс, который был в 15:30, и нашли в 15:10 нужный зал, выяснилось, что очередь туда занимали заранее, и те, кто будет слушать мастер-класс, уже сидят внутри за закрытыми дверями, а специальный человек со словами "нету мест!" отгоняет остальных. И как-то так было у всех площадок, кроме выставочных стендов. Ряд площадок был открытым, но рядом с ними были проходы, в которых, развернувшись, могли разойтись два человека, так что стоять в этих проходах было бы грустно. Наконец, когда нам удалось найти направление к выходу, я обнаружила уголок с проводимой песочной терапией - на неудобных табуретках под взглядами любопытствующей очереди в шумном пространстве на расстоянии в метре-двух друг от друга сидели над песочницами размерами с нетбук очень грустные люди. Рядом с ними стояли шкафы с фигурками; вспомнив арсенал нашего преподавателя и сравнив, я совсем разочаровалась. То есть надежда, что где-то там, на фестивале, хорошо, жить во мне продолжает, но увидеть этого мне особо не удалось.

Единственное, куда удалось попасть - зал "Академия", в котором читала лекцию "Практическая психология и её контексты: карта и территория" Екатерина Михайлова (кажется, она). Лекция несколько срезонировала на мои личные наблюдения, так что дальше - смесь услышанного и ранее продуманного.
Дело в том, что вот я, когда шла учиться, вообще не понимала, чему тут толком можно научить. Ну, разве что сидеть рядом с человеком, который проводит консультацию, и впитывать мудрость, пытаясь подражать. Вскоре после начала обучения у меня появился новый шок - оказалось, это всё достаточно хорошо алгоритмизируется (кстати, нам всё обещали кризис второго-третьего курса, когда из-за представления психофизиологических основ мы начнём страдать, как же на это можно влиять, но меня он как-то миновал). И, собственно, о том и говорила Екатерина Михайлова: что было первое поколение практических психологов, мечтавших, чтобы у них была своя литература, чтобы о них знали (речь, понятно, сейчас о текущей стране); было второе поколение, уже не всегда знакомое друг с другом; и есть вот мы, третье поколение, которое выпускают в огромных количествах уже совершенно без "цеховой" практики обучения и которые надеются, что диплома в ВУЗе достаточно, а техники можно прочитать в книжках. И техники, кстати, оказывается можно прочитать в книжках (да и психологические тесты можно купить на каждом углу), и они оказываются не просто перенесены в разные контексты, что замечательно для расширения опыта, а оказываются вырваны из контекста. Психодраматические, например, техники используются в корпоративных вечеринках, потом люди, для которых эта терапевтическая в оригинале техника была развлекалкой, приходят на терапию - и что с этим делать? Кстати, это отдельная интересующая тема, про отношение к практической психологии - как-то очень легко сочетается то, что 1) психологи же ничем не занимаются, всё это дурь; 2) "чем надо, тем и занимается, согласно штатному расписанию" (уход из ремесла человечности, что ли - потеря контекста, не знаю, как точнее передать); 3) как многие мои однокурсники жалуются - чуть что, так родственники реагируют в стиле "да ты небось на мне эксперименты ставишь!". Спасибо, кстати, всем тем, кого с тестами по учёбе ловлю я, и кто со мной вообще общается, что мне пока удаётся избежать такого отношения.
Были и ответы, что делать (практикам чаще писать книги для обмена контекстами, с этими же целями собираться и общаться друг с другом), хотя, кстати, только сейчас задумалась, пропустила я или не была озвучена идея пропаганды, что ли, среди выпускников не удовлетворяться дипломами.
У меня самой в этом плане забавно. Пара сертификатов о знакомстве с чем-то из арт-терапии есть, при отсутствии без диплома общего права что-либо делать. Ну и ладно. Ближайшую сессию бы сдать.

Думаю, идти ли туда опять, на этот раз - с готовностью мрачно и решительно выстаивать очереди.
Tags: отчёт, трижды учиться
Subscribe

  • (no subject)

    Третий год учусь на постдипломном в Санкт-Петербургском институте гештальта. Пришёл год диплома, и мне очень хочется прочитать эту статью. Если у…

  • (no subject)

    Почему-то не дублировала сюда: одна из сторон постдипломного обучения - смотреть разные фильмы. Есть некоторый список от преподавателей, есть…

  • Psychological First Aid@Coursera: 27.06.16 (и не только)

    Со мной случилась вещь, которой я очень горжусь: меня позвали быть ментором курса Psychological First Aid, который на Coursera предлагает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment