?

Log in

No account? Create an account
Деловая игра "Выборы" на принудительной профориентации и другое - Разнопись

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Links
Lvova@SUL

Пожертвования
Подари жизнь!
AdVITA
Фонд помощи хосписам Вера
Википедия

Отдать ненужные вещи в Питере
Отдать ненужные вещи в Москве

Февраль 4, 2012


Previous Entry Поделиться Next Entry
07:01 pm - Деловая игра "Выборы" на принудительной профориентации и другое
Решила не раскрывать предыдущие посты на эту тему, а просуммировать здесь.

Некоторое время назад я получила от завкафедры предложение поучаствовать в профориентационной акции 4 февраля, и радостно согласилась - это ж практика, которой мне не хватает. Потом заболела, потом сообразила, что эта акция придумана, чтобы школьники не пошли на митинг. Расстроилась, но решила всё-таки попрактиковаться, благо, я на антибиотиках до сих пор, а на улице мороз. Кроме того, мне было дано чёткое задание - показать презентацию о том, как хорошо учиться в нашем ВУЗе и почему стоит идти учиться на психолога вообще, после чего организовать свободную программу как доказательство интересности психологии. Важной характеристикой программы было - сделать так, чтобы мне было самой интересно.

Я решила, что мне интересно поговорить с детьми о манипуляциях. В подзамочной записи я получила за это обвинения в том, что я лишаю детей светлого будущего (альтернативным светлым будущим в заданных рамках мне видится разве что увлекательный тест Климова, поймите мой сарказм) и адски ими манипулирую. Я несколько дней взвешивала задание с разных сторон, поняла, что на уроке меня в любом случае будут контролировать, и продолжила ориентироваться на то, что мне интересно.

Кроме того, мне было интересно посмотреть, как реально в школах ученики и учителя это всё воспринимают. В общем, ВУЗам-то дали попиариться, студентам - попрактиковаться, а с учителей просто потребовали в обязательном порядке фотоотчёт о проведении в минобр и еще куда-то (забыла, куда). Спросила, что будет с отказавшимися - поставила в тупик, отказаться невозможно. Ученики спросили меня в один момент, куда отлучилась моя сокурсница; ответила, что на митинг. "Нуу, мы тоже хотим!", - но по реакции мне кажется в целом, что они скорее сидели бы дома, и эти принудительные контрольные и профориентации как раз и определяют их ненейтральное отношение к происходящему. Родной ВУЗ отличился, выдав в качестве раздатки календарики с фотографией "ректор+ВВП"; многие школьники это не взяли.

В общем; школа первая. Два урока, два класса. Краткая программа: рисуем пиктограммы, маленький мозговой штурм о том, где работают психологи, небольшая презентация о том, где они работают на самом деле, болтовня о памяти (об осмысленности, структурированности, эмоциональном отношении к запоминаемому) - с демонстрацией картинок про фон и фигуру, типа девушка-старуха, с тестом на эмоциональное отношение к запоминаемому, с развлекательным рассказом об Эббингаузе ("так что то, что вы выучили в первом классе, придётся заново учить в десятом - согласны?"), в конце - быстрая промотка презентации о ВУЗе и проверка того, как многое запомнилось с помощью пиктрограммок. С "эмоциональным отношением" в обоих классах, кстати, странно вышло - было видно, что лучше запомнились слова в начале и в конце, в первом классе топово запомнилось слово "любовь", а во втором классе вообще ничего такого. А ведь там всякие "преподаватель-лекция-конспект-экзамен" были в списке...
Первый класс был чудный, глаза горели, а второй я отпустила пораньше, так как они откровенно спали. Преподаватель первого класса, она же завуч, просила присылать к ним студентов ещё, со всем, чем угодно - понравилось; преподаватели второго класса, посмотрев на моё замешательство после окончания урока, сказали, что учеников пригнали из домов, они действительно были сонные, но, насколько они знакомы с этим классом, ученики были оживлены и заинтересованы, ибо всё относительно.

Во вторую школу я должна была ехать к 16ти, но мне ещё около 14 оттуда позвонили, и стало ясно, что будет непросто. Дети отсидели на уроках с 9 до 12, с 12 до 14 к ним пришли представители двух ВУЗов и прочитали какую-то нудятину, а в 14 часов не пришёл вообще никто. За пять минут до меня туда подъехали из РГТЭУ, так что я с интересом послушала, что же готовят другие, и поняла, что всё совсем плохо. Голодных уставших детей, знающих, что их пригнали по политическим соображениям, посадили в актовый зал, и стали рассказывать, что до РГТЭУ удобно доехать на автобусе, хотя можно и на метро. Включили фильм; фильм комментировался в стиле "а это стены нашего вуза" (у дома напротив стены такие же, кстати, только этажность поменьше), "а это актовый зал". Потом вышла представительница одной из кафедр и рассказала детям, что бывает КВН, а бывает студенческий парад, и есть поддержка первокурсников, которым легко объяснят, где туалет и столовая, так как это самое главное... И можно поступить по этому, как его, ЕГЭ. Кстати, ещё бывают викторины для поступления.
В общем, около 15:30 они оставили детей нам. Я сразу извинилась за происходящую акцию, радостно сказала, что раз они уже знают, что в ВУЗах бывает КВН и столовая, мы на этом останавливаться не будем, и предложила поиграть. Дети оживились.

Саму игру я придумала накануне. "Деловая игра Выборы, помогающая проявить лидерские качества, творческие способности и поговорить о манипуляциях" - нам же говорили, как важен заголовок. Впрочем, им, кажется, уже достаточно было слова "игра" и бодрого тона.

Давалась минута на выбор двух лидеров (без объяснений заранее, зачем, и любыми методами); далее вызывались все желающие попробовать себя в роли журналистов. Лидеры сажались в разных концах сцены, журналисты сажались вместе. Среди желающих журналистов (5-7 человек) разыгрывались листочки "твою газету проплачивает имя_лидера" (на 7 человек - по 2 продажных журналиста на лидера). После объявления старта игры журналисты должны были по очереди зачитать заголовок своей статьи (статью писать было не надо, нужен был заголовок максимум на 10 слов); после зачитывания всех заголовков давалось слово лидерам, которые могли как-то реагировать на написанное, а вообще они же знают, что скоро выборы, и их задача - победить (я не формализовывала инструкцию, но она давалась примерно в таком объёме). Остальные, "народ", могли после этого что-то высказать насчёт происходящего; если сказать было нечего, слово опять переходило журналистам. После трёх кругов было голосование на сдаваемых листочках, голоса подсчитывали мы с однокурсницей и победителем объявлялся тот, кто на самом деле проиграл.

Я, вообще, решила, что рассадки напротив друг друга достаточно, чтобы вызвать противостояние, а журналисты сами придумают себе, что они должны использовать адский набор грязных заголовков, и потом можно будет поговорить о том, как сочетаются их представления с тем, что они делали (и совпадают ли качества, по которым три класса, человек сорок, за минуту выбирали лидеров, с теми качествами, что нужны для управления). Я поэтому мучалась насчёт того, как же всё это сделать безопасным, делала вступительное бодрое слово о том, что в игре-де учатся, тут можно ошибаться, и всё такое. На самом деле это всё не пригодилось.

За время довольно бодрой игры (все шумели и переговаривались, я же довольно громко говорила, так как я не хотела их успокаивать) в зал подтягивались учителя, и смотрели на нас радостно. Однокурсница выставила на видное место сумку с белыми ленточками - вообще, я тихо ожидала, что охранники будут пытаться заставить нас их снять перед входом в школы. Презентацию о психологии я прогнала во время подсчёта голосов.

Конечно, игра вообще пошла не совсем так, как ожидалось. Не удалось раздать фанты "проплаченным" так, чтобы не стало известно, кто есть кто. Двое из семи журналистов после первого кона сбежали в народ, не вынеся поточного творчества. Не было финального серьёзного разбора, но это потому, что и не было слишком сильного ухода в роли - этим они меня вдруг обрадовали.

Жалею, что не записывала заголовки журналистов, но было не до того. В первый кон они были примерно таковы: "Как заработать бабло", "Построен бассейн на льду" (в зале ошарашенное шушуканье), что-то там про спасение редких дельфинов. Лидеры пытались спихнуть друг на друга первое слово; в итоге одна девушка (кстати да! да! оба лидера были женского пола) проговорила, что если она победит, то редкие дельфины будут спасены, а вопрос с бассейном на льду, который так всех смутил, будет решён. Реакция второй показала, что моё первое предположение о том, что будет противостояние и уход в роль, было верным. Она вскочила и крикнула, указывая на первую и глядя в зал: "Она лжёт!". Дальше была лёгкая заминка с изобретением, в чём же ложь :) Журналисты во все коны при написании заголовков переговаривались тихонько с лидерами, причём, насколько я поняла, они вместе придумывали актуальные проблемы, которые лидер будет обещать решить.
Со второго кона я поняла, что игра превращается в лёгкую психотерапию. Заголовки: "Сегодня в Москве бедные дети сидят в школе до 6 часов", "Сегодня по всей Москве прошли митинги против Вовчика", "Почему милицию переименовали в полицию", "Кто же победит", "Джигурда избил ребёнка", "и немедленно извинился". Лидеры клялись решить проблему с бедными детьми, полицией, бассейном, дельфинами, не допустить больше митингов (sic!) и одна обвинила другую в том, что та не то похожа на Жириновского, не то ведёт себя как он, не то им регулируется. Ещё был прекрасен ход "Если я стану лидером, то Собянин решит проблему с пробками".
Третий кон был с заголовками об интригах ("кто же победит"); журналистам вообще было неожиданно тяжело придумывать заголовки во все коны, и пока я их разбалтывала, краем глаза я отследила, что у меня за спиной лидеры подсели друг к другу поближе и о чём-то договариваются. Когда дело дошло до них, они взялись за руки и с материнским таким теплом объявили залу, что они же на самом деле подруги, не враги, а "как Путин и Медведев, один срок - я, а второй срок - она, один срок - я, а второй срок - она".
Вообще, до игры я думала, что надо бы резко пресечь все реальные наименования, но на момент появления первого из них осознала, что это ничему бы не помогло. Голодные усталые школьники, нечего.
Кстати, голосовали они красиво. Не только за лидеров; была бумажка с сердечком, бумажка, сложенная крохотным самолётиком, голос за Единую Россию, "я за анархию", куча голосов за дельфина (какой быстрый локальный мем), за "честность", за джигурду, за вовчика, и два голоса - за кого-то из одноклассников.

А после этого мы раздали календари с фотографией П., очень вкратце рассказав им, на какие манипуляции они не купились, а на какие купились лишь капельку, за что им огромный мой респект, и передали слово следующим выступающим (правда, перед ними детей таки отпустили поесть, но я думаю, что даже высок шанс, что они с обеда вернулись послушать, что им ещё скажут другие наши факультеты).

Задача, таким образом, выполнена полностью: я поучилась, попрофориентировала, фотоотчёт уйдёт, куда надо, и мне, как и было положено, было интересно.

Вчера я рассказала о задумке alvena_rekk, и та была полна воодушевления насчёт того, что было бы, кабы такую игру да в каждый класс с 7го по 10й в последние лет 5. Элви, я выполнила обещание и написала обо всём, надеюсь, ты не разочарована :)

( 7 улыбок :) smile2me )

Comments:


[User Picture]
From:alanasidhe
Date:Февраль 4, 2012 04:11 pm
(Link)
Думаю, ты молодчина! Насколько я помню себя в том возрасте... да, Стаська, ты правда молодчина! :)
(Кстати, как магнитик передать? У тебя оказия не образовалась?)
[User Picture]
From:lvova
Date:Февраль 4, 2012 05:40 pm
(Link)
Спасибо! :)
Что-то я торможу с придумыванием оказии :(
[User Picture]
From:bambara
Date:Февраль 4, 2012 05:35 pm
(Link)
Про "третью волну" помнишь? :-)
[User Picture]
From:lvova
Date:Февраль 4, 2012 05:39 pm
(Link)
Для меня это название достойной внимания футурологической книги; а ты о чём?
[User Picture]
From:bambara
Date:Февраль 4, 2012 05:41 pm
(Link)
Вот об этом, ты не знала?
[User Picture]
From:lvova
Date:Февраль 4, 2012 05:46 pm
(Link)
Нет, не знала. Интересно. Просто это не единственный эксперимент на данную тему, идея очевидна :) Я слышала о недавнем, в котором россияне соглашались с цитатами из Майн Кампф - не зная, впрочем, что это цитаты оттуда.
[User Picture]
From:kalan
Date:Февраль 6, 2012 05:00 pm
(Link)
А нам фотоотчёт покажут?

> Go to Top
LiveJournal.com