Львова Анастасия (lvova) wrote,
Львова Анастасия
lvova

Мне известно три концепции смысла старости. Вероятно, если пойти смотреть пристально источники, найдётся больше, но навскидку - так:
1. Время заслуженного отдыха. Хобби и всё такое.
2. Передача опыта. В целом, может перекликаться с предыдущим пунктом, но в предыдущем пункте можно "безответственно" кататься по миру, нянчить собачку и копать садик, а тут больше про воспитание внуков и чтение лекций.
3. Доживание. Подведение итогов, подготовка к смерти. Наиболее пассивный вариант, хотя и тут вообще-то есть время активному планированию, "доделыванию", из этой точки можно решить, например, что мало времени проведено с семьей - и пойти причинять добро семье своим опытом и силами.
У нас в культуре, по моему, опять же, впечатлению, всё больше про доживание. Выход на пенсию - трагедия, возможная потеря смысла жизни ("не работаю = тунеядец"). В некотором смысле это может быть ролевой проблемой - мне нравится пример про одну из причин, почему женщины могут жить больше мужчин; конечно, там много факторов, но вообще во многих культурах есть представление о том, что делает абстрактная "бабушка". Вязание, нянчить внуков, и так далее - роль готова, можно примерять на себя и эту роль играть. "Дедушка" - сложнее; тут, может, быть, тоже внуки, но не факт; а что, если "пожилой вдовец"? Что делает "вдовец"? А, вроде, и ничего. Вот как раз доживает. Бесцельная роль, в отличие от женской роли, "вдова", вроде, по роли может горевать и ко всем приставать с фотографиями и рассказами, а "пожилой вдовец" живёт себе такой одиноко.

И вот на работе в итоге радуюсь продвижению к цели, когда удаётся сдвинуть поведение в сторону от "доживания". Самое простое проявление - это когда пожилые люди от меня чего-то хотят. Гоняют в комнату за чем-то, что там лежит, требуют рассказать на заданную тему, поставить конкретное кино, "ой а ну станцуй нам тут". И удивительно, на самом деле, насколько этого надо добиваться, и как это в итоге ценно. Ведь это можно свести к "радуюсь, когда капризничают". Я сама, когда брала паузу в активной деятельности на несколько лет, по сути, и училась капризничать - выпуск гулять внутреннего ребёнка, быть таким образом внимательнее к себе, баловать/беречь себя. Хотя вокруг этого сравнения хочется писать ещё много - дети бывают замкнутые, например; может, надо вообще при выборе цели между "ребенок"/"взрослый"/"родитель" выбирать вовсе не между двумя вариантами "ребенка"? Но это всё про то, что пока есть неуверенность, что хочется учиться дальше, хочется супервизию, сесть с кофе с кем-то, кто тоже над этим рефлексировал, и так далее.
Первые дни, когда я шла на работу, я представляла себе многое из того, что можно делать, только совершенно не представляла, что буду делать, если взрослые люди откажутся. Отказ ведь тоже требование - требование прекратить. Нет, в итоге некоторые могут уйти с зарядки, если соскучатся в этот конкретный день, возмутиться, что мы "болтаем о глупостях", а не смотрим передачу про военные самолёты, но это всё разовые исключения. Вероятно, если бы пожилые люди на работе требовали бы по полной, работа сводилась бы к сидению в кабинете и личной терапии по отдельным поводам. То есть смутный идеал - больше проблем, так как это будет проявлением в некотором смысле большего здоровья :)

Кстати, есть ведь желание не только получать требования от них, но и цель требовать - я уже упомянула про социальные роли ("бабушка"), они же во многом про то, что общество требует от исполнителя роли. При простом доживании никто ничего не требует, и это принимается на себя; обществу не надо - и мне не надо, никому ничего не надо, можно помирать... Так что общество в моём лице иногда приходит и начинает требовать страшных вещей - например, сделайте упражнение! Или самый страшный хит - ну что, мол, назовите три вещи, которые вы делали вчера. А для тех, кто справился, злобное общество в моём лице подмигивает и заявляет - ну ладно... только знаете, обычно просят назвать десять вещей, готовьтесь к тому, что мы тоже так будем. В самом начале я пыталась требовать, чтобы требовали - скажите, чего хотите, но это работает редко.

Вообще, многое из того, что делается, можно сравнить с тем, чем занимаются с детьми младшего-среднего школьного возраста. То, что у детей может быть для научения/развития (пальчиковые игры для улучшения речи), тут может быть для приостановки/профилактики заболеваний/деградации. И это часто приводит в растерянность, потому что приостановка/профилактика невооружённым взглядом видна куда как хуже, чем научение. Точнее - научение детей видно, и достаточно быстро, а профилактика может быть не видна. Мол, всего лишь "всё как и раньше".
Tags: опека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments